Александр Максимов: МФЦ наделяется правом по консультированию по защите прав потребителей.

- В первом чтении принят законопроект, закрепляющий право граждан получать консультационные услуги по вопросам защиты прав потребителей в МФЦ, - сообщил депутат Госдумы от Кемеровской областиАлександр Максимов, по итогам пленарного заседания.

 - Часто граждане не обладают специальными знаниями в этой сфере, не знают тонкостей, как подать жалобу, не имеют технических возможностей для ее направления в соответствующий орган. В итоге попадают в руки посредников, которые выдают себя за правозащитников, обещают быстро помочь, а потом выставляют счет за свою активность. Вот такая получается не общественная помощь, а платная юридическая поддержка, - отметил Александр Максимов.

Депутат подчеркнул, что законопроект позволит гражданину самостоятельно защищать свои права потребителя. Он сможет обращаться в государственные структуры через систему МФЦ. Здесь рассмотрят жалобы и обращения, это может быть и обжалование нарушений требований по качеству и безопасности (в том числе санитарной и пожарной) в различных сферах: услуги, оказываемые в торговых и развлекательных центрах, туристические услуги и другие.

Законопроектом закрепляется также возможность консультирования по вопросам защиты прав потребителей в МФЦ. Сейчас такая работа на местах не ведется. С принятием закона, органы местного самоуправления, совместно с региональным Роспотребнадзором будут наделены правом разрабатывать региональные и муниципальные программы по защите прав потребителей.

- Считаю, что законопроект требует серьезной доработки ко второму чтению. Нельзя допустить дополнительной нагрузки на сотрудников МФЦ, которые итак работают на пределе возможностей. Недавно я посещал МФЦ в Новокузнецке, и видел это своими глазами. Консультирующие функции по защите прав потребителей в МФЦ должны выполнять сотрудники Роспотребнадзора или специалисты, аккредитованные этим ведомством, - подчеркнул Александр Максимов.

 - Также считаю, что необходимо устранить существующие пробелы в законе об общих принципах организации органов местного самоуправления и прописать полномочия для муниципальных органов власти по защите прав потребителей. Подобные полномочия у органов МСУ есть и сейчас. По закону «О защите прав потребителей» они вправе рассматривать жалобы потребителей, консультировать потребителей и даже обращаться в суд, однако вопрос реализации данных полномочий на муниципальном уровне до сих пор носит неопределенный характер. Нужна конкретика, закрепленная статьей закона.

Сейчас началась работа над поправками к законопроекту ко второму чтению. Сотрудники новокузнецкого МФЦ уже подготовили свои предложения. Познакомлю с некоторыми из них. Первое, просят упорядочить порядок и сроки обращения граждан. Например,  гражданин узнал о нарушении своего права, как потребителя, значит должен обратиться в МФЦ с заявлением  в течение пяти - семи дней (или другого срока, который следует определить законодательно).

 - Второе, МФЦ получив заявление или сообщение о нарушении должно получить право  в течение  пяти рабочих дней принять решение о передаче заявления в уполномоченный орган, например Прокуратуру, Роспотребнадзор или администрацию города  для рассмотрения и принятия решения. В случае отсутствия оснований для передачи в орган оказать  квалифицированную (бесплатную) юридическую помощь на первоначальном этапе.

 - Третье, ввести норму экспертного заключения специалиста Роспотребнадзора о качестве товара, работ, услуг. Оно будет являться основанием для  подтверждения наличия недостатков  и дальнейшего обращения в суд

 - Четвертое, создать реестр недобросовестных предпринимателей, организаций,  которые  уклоняются от исполнения обязательств по  договору; допускают существенные нарушения при  исполнении договора; нарушают нормы закона о защите прав потребителя и правилах торговли; в отношении которых применялись судебные решения. Реестр позволит регулировать выдачу лицензий на виды деятельности.

 - Все эти предложения я отправляю на доработку в Комитет Госдумы по экономической политике, промышлености, инновационному развитию и предпринимательству, в мой профильный комитет, работающий над законопроектом. Призываю все региональные структуры, связанные с темой защиты прав потребителей присоединиться к обсуждению.

 - Ежегодно в Роспотребнадзор поступает более 750 тысяч обращений от граждан по вопросам их защиты как потребителей товаров и услуг. Это большой объем, требующий полноценного функционала  для их решения. И это должно быть четко закреплено на законодательном уровне, - подчеркнул Александр Максимов.